В 1976 году состоялась Олимпиада в Монреале, после которой советское руководство получило предложение от корпорации «Макдональдс» об открытии сети ресторанов на территории Советского Союза. Но правительство СССР твердо придерживалось политики «железного занавеса» и потому перспектива внедрения американского образа жизни на территории «единственно справедливого и народного государства» напугала партийных боссов до дрожи в коленках. Еще бы, «гнилой запад» мог пробить огромную брешь в упорно создаваемом мире всеобщего братства, равенства и справедливости своим свободомыслием, капиталистическими устоями и тягой к анархии.
Все изменила Перестройка, начались новые времена, запад перестал быть аналогом страшного спрута, обвивающего своими жадными щупальцами чистые души коммунистического народа. И в 1988 году «Моссовет» инициировал восстановление переговорного процесса с владельцами сети ресторанов быстрого питания из-за бугра.
Обширные возможности и перспективы, открывающиеся для бренда «Мcdonalds» на территории необъятного по величине государства, манили своими будущими заоблачными доходами. До этого пробить маленькую щелочку в плотном железном занавесе удалось лишь компании «Пепсико Инк» и то, скорее всего, за солидный откат в карманы партийных боссов. Хотя точных фактов, подтверждающих личную заинтересованность руководителей советского государства в процессе американизации населения нет.
Итак, в компании закипела работа по подготовке грандиозного события. Территория бывшего кафе «Лира», расположенного на Пушкинской площади, была огорожена высоченным забором, над которым возвышался яркий рекламный щит с оптимистической информацией по поводу будущего открытия первого в Москве предприятия быстрого питания. Здание советского общепита отреставрировали полностью, можно сказать, перестроили – плоскую крышу сменили срезанные коричневые конусы, был достроен второй этаж для японского и французского залов. Внутреннее убранство поражало яркостью и обилием разноцветных флагов, непривычными советскому человеку открытыми стойками и прочими новшествами.
Особое внимание корпорация уделила подбору персонала. В газете «Московский комсомолец» опубликовали объявление о наборе молодых людей для обучения с перспективой работы в первом американо-советском ресторане быстрого питания. Требования к будущим работникам московского фаст фуда в заморском стиле предъявлялись нешуточные:
Именно отечественные столовки и пельменные воспитали в обществе стойкое отвращение к хамовитым продавщицам и раздатчицам. Новые специалисты в сфере обслуживания должны были гостеприимно улыбаться даже случайно забредшему бомжу или пенсионерке в изношенных сапогах.
Любопытный факт! Ярких красавиц, способных занять достойное место на первых страницах модных журналов, отсеивали сразу. Это была политика компании. Менеджеры считали, что основными достоинствами заведения должны быть качество обслуживания и вкусная еда, а не привлекательная внешность сотрудников заведения. К тому же красивые работницы могли быстро найти себе пару среди многочисленных посетителей, выйти замуж и уйти в декрет. А компании пришлось бы искать новую сотрудницу, затрачивать время и деньги на ее обучение, стажировку и все прочее.
В итоге, на курсы в Канаду были отправлены «сливки» молодежного населения столицы с хорошим знанием английского, умением работать на персональных ЭВМ и обладающих хорошим здоровьем.
Само собой, ввозить из-за границы продукты, которые заявлены в рецептурной документации бренда, было невыгодно. Поэтому в Солнцево запустили комбинат, который должен был снабжать первый в СССР Макдональдс необходимыми полуфабрикатами. И тут начались проблемы:
К слову, высокие требования к качеству сырья и желание минимизировать расходы по транспортировке привели к созданию новых предприятий на территории Советского Союза и, соответственно, к появлению дополнительных рабочих мест. Но это – совсем другая история.
Ажиотаж по поводу открытия первого Макдональдса в Москве 1990 превзошёл все ожидания.
31 января на Пушкинской площади собралось такое количество людей, что пришлось выставлять специальные ограждения для регулирования передвижений всех желающих попробовать заграничную булку с котлетой. С раннего утра жители столицы вместе с детьми, родственниками и друзьями образовали такую огромную очередь, что американская концепция быстрого питания в день открытия первого ресторана такого типа стала просто невозможной! Советские люди настолько стремились попробовать заветное меню с легендарной маркировкой, что не испугались январского холода и выстаивали по 2-3 часа на улице в ожидании возможности зайти в уютный зал первого «Макдональдса».
Факт! Эта очередь в 1990 году была занесена в Книгу рекордов Гинесса, как самая длинная в мире.
Они еще не знали: Как дешево поесть в Макдональдсе: хитрости, скидки
По подсчетам сотрудников, в первый день работы Макдональдса в Москве попробовать заокеанские блюда смогли более 30 000 человек! До сих пор в памяти участников тех событий поход в столичный фаст фуд остается ярчайшим детским воспоминанием. Некоторые из них унесли домой бумажные стаканчики с яркой фирменной надписью, бумагу с подносов и упаковки с гамбургерами. И долго время гордились своей минимальной причастностью к чему-то великому, необычному, американскому…
Родиной первого заведения быстрого питания стал калифорнийский городок Сан-Бернардино. Именно здесь братья Морис и Ричард Макдональды (Richard & Maurice McDonald) в 1940 году усовершенствовали семейное дело, решив сократить привычное меню и тем самым ускорить обслуживание посетителей. Они же заказали и установили первую конвейерную систему по обслуживанию посетителей.
Успех такого подхода к продаже гамбургеров, картофеля фри и кока-колы всем желающим был настолько ошеломительным, что владельцам небольшого ресторана удалось снизить стоимость булки с говяжьей котлетой до 15 центов. Тем более, что само заведение располагалось на оживленном перекрестке и сотни автолюбителей заезжали сюда по пути следования перекусить на скорую руку.
Популярность первого Макдональдса выросла моментально (с точки зрения процессов в мировой экономике). Однако братья не собирались завоевывать планету, им вполне хватало доходов от единственного прибыльного заведения. А вот их поставщик миксеров для коктейлей Рэй Крой идею фаст фуда мечтал развить до вселенских масштабов.
Он выкупил торговую марку за смешные по тем временам деньги и развил невероятно бурную деятельность по популяризации бренда. Буквально за несколько десятков лет сеть «Мcdonalds» заполонила, практически, всю планету, а концепция конвейерного быстрого питания стала популярной франшизой с многомиллиардными доходами.
Окрыленные успехом закусочных в столице СССР, владельцы корпорации решаются на еще один шаг по завоеванию неведомой территории – открытие первого Макдональдса в Санкт Петербурге. Под новое заведение горсовет отдал первый этаж дома № 39 на Каменноостровском проспекте (около метро Петроградская).
Все было красиво:
Все испортили санкционированные митинги протестующих, плотным кольцом окруживших новое заведение американской корпорации. Как утверждают журналисты, освещавшие это событие много лет назад, заказчиком «народного гнева» стала социал-большевистская партия. Что само по себе достаточно странно, ведь Перестройка давно нивелировала коммунистические ценности и дала «зеленый свет» новому, капиталистическому направлению в развитии советского государства.
Интересный факт! В 2014 году по России прокатилась волна судебных исков, которые инициировал Роспотребнадзор в защиту прав потребителей против сети ресторанов Макдоналдс. Как проходили все проверки и связано ли это с введением санкций против РФ доподлинно неизвестно. Пресс-служба корпорации уверила своих посетителей, что все недочеты в кратчайшее время будут устранены и модернизация заведений позволит снять запрет на работу ресторанов.
Как бы там ни было, старейшие заведения фаст фуда в Москве и Санкт Петербурге вновь открыли свои двери любителям гамбургеров, маккофе и макчикенов буквально через несколько месяцев после скандала. Они до сих пор работают в усиленном режиме, снабжая жителей и гостей обеих столиц быстрой и относительно дешевой едой.
К чести корпорации следует указать на ее благотворительную деятельность. В 1984 году был создан благотворительный фонд «Дом Рональда Макдональда». На его счету огромные суммы, пожертвованные корпорацией на различные цели:
Около 70 млн. долларов корпорация вкладывает в озеленение территорий около своих предприятий ежегодно. И это - на фоне всеобщего потребительского отношения к природе! Следует отдать должное руководителям Компании, в погоне за прибылью они достаточно хитро выстраивают внешнюю политику и контактные соотношения на тех пространствах, которые заняли. Может, поэтому и являются столько лет лидирующим звеном в общей цепочке предприятий подобного типа на большей части планеты…